Будьте бдительны, доверяйте себе и помогайте своему товарищу: люди, надеющиеся на барина, или пытающиеся выкарабкаться поодиночке и за счет соседа - обречены

Историческая справка НПГ

Независимый профсоюз горняков (НПГ) был образован в октябре 1990 года забастовочными комитетами шахтеров, после проведения 1 и 2-го съездов шахтеров СССР, на которых участвовали работники большинства угледобывающих предприятий, а также, некоторых предприятий горнодобывающей отрасли.

Юридическое учреждение НПГ России официально состоялось в ноябре 1991 года на основе первичных организаций НПГ и забастовочных комитетов шахтеров, действующих в России.

Летом 1989 года впервые в СССР начались крупные волнения рабочих. Забастовка, начавшаяся 11 июля 1989 года на шахте имени Шевякова (г. Междуреченск Кемеровской области), была поддержана шахтерами города, а затем и большинством угольных предприятий Кузбасса. В считанные дни забастовку поддержали шахтеры других основных угледобывающих регионов СССР – Донбасса, Караганды, Воркуты. Правительство СССР было вынуждено садиться за стол переговоров с, созданными бастующими, забастовочными (рабочими) комитетами.

В результате таких переговоров было издано Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1989 г. № 608 «О мерах по обеспечению выполнения совместных решений, принятых правительственными комиссиями с участием ВЦСПС и забастовочными комитетами трудящихся регионов страны». Это Постановление установило определённые социальные гарантии и компенсации для работников по добыче полезных ископаемых (ночные, ходовые, отпуска и др.), некоторыми из которых, и в настоящее время, пользуются горняки.

Шахтеры, после окончания забастовки, сохранили забастовочные (рабочие) комитеты в городах и регионах как органы контроля за выполнением соглашений, подписанных с Правительством СССР.

Это было связано, в том числе и с тем, что профсоюз работников угольной промышленности СССР оказался не просто в стороне от происходящих событий – руководство профсоюза и подавляющее большинство выборных профсоюзных работников на местах не поддержали забастовку. А председатель ВЦСПС участвовал в переговорах с бастующими со стороны Правительства СССР. Сохранив свои забастовочные (рабочие) комитеты шахтеры, тем самым, выразили недоверие существующим профсоюзам.

Забастовочные (рабочие) комитеты шахтеров в 89-90 годах фактически были параллельными структурами власти. Ни одно важное решение на предприятии или в местных органах власти не принималось без согласования с ними.

Забастовочные (рабочие) комитеты попытались изменить и работу профсоюзов. Одновременно, параллельно и независимо друг от друга, представители забастовочных (рабочих) комитетов анализировали ситуацию в профсоюзе, искали пути его реформации. Участвуя в профсоюзных конференциях, они столкнулись с тем, что шахтеры не представляют большинства в профсоюзе. Членами профсоюза работников угольной промышленности, помимо шахтеров, были руководители предприятий и даже министр угольной промышленности.

В марте 1990 года на внеочередном съезде профсоюза работников угольной промышленности забастовочные (рабочие) комитеты предложили изменить устав профсоюза и оставить в профсоюзе только работников предприятий непосредственно связанных с добычей и переработкой угля и убрать руководство предприятий и отрасли из профсоюза. Но съезд профсоюза работников угольной промышленности, большинство делегатов которого представляли выборные профсоюзные работники, представители администраций предприятий и работники вспомогательных структур, не поддержали эти предложения. Съезд избрал, председателем Центрального Совета профсоюза работников угольной промышленности, бывшего инструктора ЦК КПСС, кооптированного перед съездом компартией на один из руководящих постов в профсоюзе.

Тогда представители забастовочных (рабочих) комитетов приняли решение о проведении всесоюзного съезда шахтеров. Они провели конференции на предприятиях и, несмотря на сильнейшее противодействие КПСС, Правительства и вполне естественно КГБ, заставили руководство угледобывающих предприятий профинансировать проведение съезда шахтеров – оплатить проезд, избранных рабочими, делегатов.

И 16-17 июня 1990 года в городе Донецке прошел первый, в истории СССР, съезд рабочих организованный самими рабочими. Подавляющее большинство делегатов были рабочие шахт, разрезов и обогатительных фабрик.

Обсудив ситуацию в стране, в угольной отрасли и в профсоюзах 1-й съезд шахтеров СССР пришел к выводу о том, что шахтерам нужно иметь постоянно-действующее соглашение с Правительством. Съезд проголосовал за необходимость создания нового профсоюза и принял решение о проведении II-го съезда шахтеров. Он сформировал организационный комитет II-го съезда, поручив ему подготовить проекты документов, необходимых для создания профессионального союза.

Второй съезд шахтеров СССР прошел 24-26 октября 1990 года в городе Донецке. На съезде присутствовало 814 делегатов. Съезд утвердил проект Генерального типового тарифного соглашения между шахтерами и Правительством СССР.

Затем съезд был преобразован в Учредительный съезд профсоюза горняков и, после продолжительных дискуссий, был учрежден Независимый профсоюз горняков СССР – за его учреждение проголосовало 642 делегата.

Так, вследствие июльских шахтерских забастовок 1989 года, в октябре 1990 года в Советском Союзе произошли два исторических события:

  • шахтеры СССР фактически восстановили, в лице Независимого профсоюза горняков, Всероссийский союз горнорабочих, ликвидированный властями в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века. В программных документах отмечалось, что создан профсоюз горняков-рабочих, без участия администрации предприятий и отрасли и что профсоюз отказывается выполнять функции, навязанные государством профсоюзам;
  • впервые в СССР, самими рабочими, был составлен проект тарифного соглашения, между наемными работниками и работодателем и было выдвинуто требование заключения такого соглашения. Практика заключения подобных отраслевых тарифных соглашений получила впоследствии широкое применение в России.

2-й съезд шахтеров СССР избрав руководящий орган профсоюза – Исполнительное бюро НПГ поручил ему провести переговоры с Правительством СССР и заключить с ним, от имени шахтеров СССР, Генеральное типовое тарифное соглашение (ГТТС) – то есть заставить государство ввести для горняков повременную оплату труда.

К сожалению, тогда, стратегическую задачу, которую поставил Второй съезд шахтеров – введение повременной оплаты труда для горняков – СССР выполнить не удалось.

Это было связано с тем, что после шахтерской забастовки 1989 г. часть лидеров забастовочных комитетов шахтеров попали под влияние различных общественных и политических организаций, которые использовали их в своих целях. Такие лидеры шахтеров, оказавшись в руководящих органах начавшейся в марте 1991 года забастовки шахтеров, подменили требования этой забастовки, выдвинутые 2-м съездом шахтеров СССР – о заключении Генерального типового тарифного соглашения и введения повременной оплаты труда, на политические требования отставки президента СССР и поддержки реформ, провозглашенных Б.Н. Ельциным.

Таким образом, шахтерская забастовка марта-апреля 1991 года, превратилась из экономической забастовки в политическую, а ее результатами воспользовались, в собственных интересах, отдельные политики, что поспособствовало распаду Советского Союза.

Впоследствии шахтеры, как и большинство граждан СССР, оказались заложниками навязанных им политических требований и использования политиками их социальной энергии.

Ожидаемые гражданами СССР и образовавшихся после его распада стран, демократические перемены и реформы, проводимые в наших странах, не принесли ожидаемых результатов, и рассогласованность представлений о должном и реальном уровне жизни вызвала у шахтеров новые массовые протесты.

На Украине в 1996 году шахтеры перекрывали дороги. В Беларуси, в начале 1990-х годов, был организован поход шахтеров из Солигорска на Минск. Шахтерские протесты проходили в Казахстане в 1992, 1995 и 2003 годах.

Отметим, что в ряде стран, образовавшихся после распада Советского Союза, особенно на Украине, массовые протесты шахтеров середины 1990-х годов, использовались политической и экономической элитой этих стран, для решения собственных групповых интересов и прихода к власти. И только российские шахтеры, интуитивно наученные опытом 1989-91 годов, не позволили использовать свой протест политиками для существенных изменений в государственной власти. Протестующие российские шахтеры удовлетворились лишь публичным признанием государства своей ответственности и возвращением долгов по заработной плате.

Шахтерское движение создало Независимый профсоюз горняков – как природный результат самоорганизации рабочих, которые осознали необходимость организованного выражения и защиты собственных интересов, необходимость организовываться не на принципах «приводных ремней от верхов к низам», а на принципах самостоятельности, самоорганизации, открытости и добровольности.

Будучи профсоюзом, по форме, по сути своей деятельности эта структура более разнообразна и разнопланова. В первую очередь она занимается распространением в рабочей среде понимания необходимости совместной солидарной борьбы за свои права. Через эту солидарную борьбу происходит формирование из рабочих полноценных граждан правового государства –  осознающих свои права и желающих эти права  реализовать.

В немалой степени эта структура занимается и формированием общественно-политического строя называемого «демократическое правовое государство», чему способствуют: принуждение работодателей работать по закону, работников прокуратуры к выполнению своих обязанностей по надзору за соблюдением законодательств и принуждение собственников предприятия и государственных органов различного уровня к корректировке их экономических и социальных планов, с учетом интересов наемных работников.  

В России, несмотря на то, что реальные, организованные силы работников пока на порядки ниже, чем требуется, чтобы работодатели (собственники) всерьез считались с ними, шахтерское движение, в лице НПГ России всегда боролось и продолжает бороться за трудовые права и социально-экономические интересы горняков.

Действия НПГ России оказывали и оказывают существенное влияние на экономическую и политическую сферы общественной жизни, а также на социальное самочувствие всего общества.

По мнению ряда аналитиков, в частности Фонда «Общественное мнение»: «Шахтерское движение имеет довольно четкую организацию, основу которой составляют профсоюзы горняков… Высокая сплоченность шахтерских коллективов, большой опыт протестных действий свидетельствуют о том, что шахтерское движение перестало быть частным явлением... Протестная активность шахтеров оказывает влияние на разные сферы общественной жизни – экономическую, политическую, правовую, сферу государственного управления, а также на социальное самочувствие всего общества».

Виюне-октябре 1998 года, НПГ России организовал четырехмесячный пикет у здания Правительства России с требованием погашения задолженности по заработной плате и отставки Президента России Б.Н. Ельцина. НПГ России пресекал попытки некоторых политиканов направить шахтеров на штурм Белого Дома или Кремля и спровоцировать гражданские волнения, хотя они предпринималось неоднократно.

Вместе с тем, НПГ России сохранил принципиальность в отстаивании интересов рабочих. Так, в сентябре 1998 года Правительство РФ, в лице первого заместителя Правительства РФ, было вынуждено подписать с НПГ России Протокол, в котором специально оговаривалось, что: «Правительство Российской Федерации признает ответственность государства за часть задолженности по заработной плате работникам угольной отрасли…». Для погашения согласованной задолженности по заработной плате государством было выделено 1,98 млрд. руб., что составляло две трети общей задолженности по заработной плате шахтерам. (Соглашение после Пикета на ГМ_1989)

С 2002 года, в связи с законодательно установленной монополией на представительство интересов наемных работников за профсоюзами ФНПР, возможности НПГ России в социальном партнерстве на федеральном и отраслевых уровнях были ограничены. Однако НПГ России оказывает значительное влияние на социальную и экономическую политику страны.

Вместе с тем, НПГ России продолжает реально бороться за социально-экономические интересы и трудовые права трудящихся, реализуя Программу деятельности НПГ России.

Так, последовательные действия, с 2003 г., НПГ России по восстановлению законодательно установленных ранее соотношений между средней пенсией по стране и пенсией горняков привели к тому, что в 2010 г. был принят закон «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Позиция НПГ России, изложенная в Программе Профсоюза, которая принята в 1999 г. – «НПГ России будет добиваться… увеличения в общем заработке повременной (постоянной) составляющей, выплачиваемой вне зависимости от результатов деятельности предприятия, до уровня не менее 75%», а также задача запрещения подземной добычи угля без обязательной комплексной дегазации, о необходимости которой НПГ России заявил в 2004 г., была поддержаны руководством страны.

В мае 2010 г. после трагедии на шахте «Распадская», председатель Правительства РФ В.В. Путин, заявляя о необходимости изменения системы оплаты труда шахтёров, повторил, практически, тезисы Программы НПГ России«рекомендую работодателям совместно с профсоюзами внести в существующее федеральное отраслевое соглашение изменения – изменения к тарифным ставкам, которые обеспечили бы рост условно постоянной части заработной платы до 70%, как минимум…».

По инициативе НПГ России, также приняты законы об обязательной дегазации угольных шахт, что позволило не только снизить риск крупных человеческих трагедий, но и существенно увеличить производительность подземной добычи угля.

В октябре 2010 года НПГ России провело целевой опрос горняков в трех регионах страны по выявлению их отношения к позиции В.В. Путина по пересмотру условий оплаты труда и изменению тарифных ставок шахтеров. Было опрошено около 3 500 шахтеров – свыше 2% всех работников угольной отрасли вне зависимости от членства в профсоюзах.

Проведенный опрос показал, что подавляющее большинство знает о предложении Председателя Правительства РФ В.В. Путина увеличить их тарифные ставки и поддерживает его. Почти столько же (93,9%) считают, что в оплате труда и тарифных ставках ничего не изменилось. 77,8% опрошенных уверены, что их заработок зависит только от премий за выполнение и перевыполнение плана. 67,6% опрошенных готовы добиваться изменения положения участием в забастовках. Опрос также показал, что открытое игнорирование Росуглепрофом и работодателями прямо заявленной позиции В.В. Путина, ведет к росту социальной напряженности – люди обеспокоены возможностью стихийных выступлений, но при этом в некоторых местностях более половины опрошенных в случае возникновения беспорядков лично готовы в них участвовать, иногда до 80%.

Организации НПГ России действуют в большинстве субъектов Российской Федерации. Численность НПГ России – около 25 тыс. чел. Столь малая (с точки зрения статистики) численность обусловлена причиной того, что членами НПГ России становятся инициативные личности, занимающие активную жизненную позицию, коих всегда малое количество не только в шахтерской среде, но и во всем обществе в целом.

Помимо рабочих угледобывающих предприятий в НПГ России входят рабочие горнодобывающих предприятий по разведке, добыче, переработке, транспортировке иных полезных ископаемых (руды черных, цветных металлов, драгоценных металлов и камней и других ископаемых), производству продукции на основе полезных ископаемых или продуктов их переработки.

НПГ России, в отличие от профсоюзов ФНПР, обладает признаками самостоятельного социального субъекта – члены НПГ способны осознать свои интересы, сформулировать их в виде требований, провести мобилизацию, скоординировать свои действия и поддержать друг друга – и пользуется доверием многих работников.

У НПГ России имеется ясное и четкое видение, как улучшить жизнь горняков и членов их семей – разработана Программа деятельности НПГ России, Основные принципы деятельности и организации НПГ России в целях реализации перехода на повременную оплату труда, принципы которой заложены в программных документах II-го съезда шахтеров СССР, разработана «Методика определения минимального норматива оплаты труда горняка» и «Приложения к Расчету МНОТгр».

Несмотря на то, что за НПГ России, в общественном мнении, закрепилась репутация организации критически настроенной к происходящему в стране, активисты НПГ осознают важность курса на развитие страны и кровно заинтересованы в процветании, а не в разрушении страны.

Активисты НПГ России способны к взаимодействию при борьбе с кризисом, когда многие субъекты готовы поменять свои позиции на более конструктивные – готовы признать, что есть какое-то иное мнение, выслушать и понять его.


ЕЩЕ НОВОСТИ

Предлагаем для вашей информации уровень заработной платы шахтеров США, по профессии, аналогичной нашей профессии МГВМ (машинист горно-выемочных машин). Охрана труда и заработной платы, май 2014 47-5041 Операторы машин непрерывной добычи (Occupational Employment and Wages, May 2014 47-5041 Continuous Mining Machine Operators).
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: