Песен, посвященных людям рабочих профессий, в том числе, шахтерам за последние 80-лет было написано немало – раньше шахтеры были довольно привилегированной рабочей кастой, поэтому и песни, воспевающие их труд и написанные профессионалами, были однозначно оптимистичны – будь то лиричная «Спят курганы тёмные …» или по-киплинговски героичная «Черное золото» В. Высоцкого.
Однако существует целый пласт непубличных (которые не транслируются на ТВ и радио) шахтерских песен, которые написали люди, сами работавшие на шахтах, рудниках или разрезах (карьерах) и не понаслышке знающих о профессии шахтера, которая была и остается одной из самых тяжелых, самых рискованных и даже прогресс не облегчил до сих пор этот невероятно тяжелый, рискованный труд.
Здесь Вы можете ознакомиться с шахтерскими песнями и прослушать их в исполнении, в первую очередь, именно самобытных авторов.
Песни на шахтерскую тематику в исполнении известных солистов и ансамблей, также будут, но предпочтение в первую очередь, самобытным шахтерским песням.
Мы не ставим задачу собрать все шахтерские песни, а будем пытаться дать вам историю шахтерских песен, а также их авторов – остальное найдете сами – интернет вам в помощь.
Песни на сайте размещены исключительно в целях личного прослушивания. Скачивание их с данного сайта для использования в коммерческих целях запрещается.
Пожалуй, самая популярная застольная шахтерская песня начала прошлого века. Да и не только на Донбассе она стала популярной. Этому способствовал фильм «Большая жизнь» (1939 г.). Песню о коногоне во время Великой Отечественной войны переделали на песню о танкистах: «Болванка вдарила по танку … четыре трупа возле танка дополнят утренний пейзаж…». Но это только одна сторона песни: популярность у разных возрастных групп. А есть еще и «техническая сторона».
«Песня о коногоне» — типичный представитель устного народного творчества. Рабочий люд в песенной форме рассказывал об условиях труда, используя профессиональную, а нашем случае шахтерскую терминологию. Ну, например, строчки: «Вот лошадь мчится по продольной, по темной, узкой и сырой, а коногона молодого предупреждает тормозной: «Ой, тише, тише, ради бога, там впереди большой уклон, здесь неисправная дорога, с толчка забурится вагон»».
Сколько сразу специфических терминов. Кто такие коногон, тормозной? Коногон – это одна из их шахтерских профессий. В задачу коногонов входила доставка (откатка) угля от мест добычи (забоев) к месту подъема угля на поверхность. Для этого в штреках (продольных, квершлагах) прокладывали рельсовый путь и ставили вагонетки, которые и должна была везти одна лошадиная сила. А в чем заключалась работа тормозного? В своей книге А.Г. Стаханов рассказывал: «Тормозной работает с коногоном на пару. Его прямая обязанность: при быстром ходе партии вагонеток… с уклона тормозить их… Для торможения употребляются обыкновенные деревянные палки, желательно дубовые, или кусок железной трубы… Тормозить нужно … для того, чтобы быстро идущая партия не била по ногам лошадь, и… когда партия подходит к стволу, чтобы она не столкнулась со стоящими впереди вагонетками». Стаханов оставил описание и коногонов: «Коногоны на шахте считались самыми боевыми людьми. А это были попросту задиры. Коногоны ходили с длинными кнутами, с большими чубами и носили фуражки набекрень. Как засвистит, бывало, коногон в коренном штреке, так некоторым молодым шахтерам даже страшновато становилось. Среди коногонов были хулиганистые парни. Напьется пьяный, шумит, к девушкам пристает».
Слушать: «Гудки тревожно загудели…» в оригинальном исполнении 1930-х годов
Слушать: «Гудки тревожно загудели…» в современном исполнении Виктором Мисевским и группой «Подземный стаж»
В капиталистических странах шахтерские песни тоже писались, но ничего особо радостного в них не было. Нам много рассказывают о бесчеловечных кознях Сталина, но при этом как-то забывают о том, как прелестно жилось рабочему люду США в те же 1930−40-е года.
Все эти реалии, сдобренные злобой и агрессией, в полной мере отразились в самой популярной шахтерской песне Америки под названием «Sixteen Tons» («16 тонн»). 16 тонн угля — это норма, которая теоретически должна была выдаваться на-гора ежедневно. Практически же это было крайне трудно реализовать, потому что, кроме собственно добычи рабочий был обязан зачищать свое рабочее место, в частности от породы и заполнявшей его воды, и закреплять выработанное пространство. Понятное дело, за эту работу никто не доплачивал.
Эту песню незаслуженно замалчивают в России и на постсоветском пространстве – благодаря ошибке фирмы «Мелодия», долго думали, что это вообще песня Поля Робсона, хотя на той пластинке звучала версия группы PLATTERS. В добавок мотив этой песни использовался в ряде кинофильмов, показывающих «ужасы американской военщины» – поэтому стала популярно песня с этой мелодией со своим текстом (с разными вариациями), разрабатывающим излюбленную тему американских летчиков, летящих бомбить страны соцлагеря на «Фантомах».
А в США ребята из ФБР даже настойчиво рекомендовали радиостанциям песню «Sixteen Tons» в эфир не пускать – в разгар «холодной войны» песни про страдания рабочего люда воспринимались власть предержащими как «коммунистическая пропаганда».
Авторство песни «Sixteen Tons» до сих пор стоит под вопросом, хотя оба претендента были не понаслышке знакомы с шахтерским трудом.
В 1946 году песня была записана, а в 1947 издана на альбоме «Folk songs of the hills». Однако настоящий успех к песне пришел лишь через 8 лет, когда ее услышал Теннесси Эрни Форд (Tennessee Ernie Ford). У Форда был красивый баритон. Песня возглавила аж две категории хит-парада — в разделе «кантри» и в разделе «поп». К декабрю того же 1955-го было продано два миллиона (!) пластинок — наибольший успех в истории компании Capitol records и в истории синглов вообще.
Говорят, что из праха человек сотворён,
А бедняк — из плоти и крови, в нём
Мышцы и кровь, кожа и кости,
Умом слабоват, да горбом вынослив.
Припев:
Даёшь шестнадцать тонн — и какой с того прок?
Сам старше на день и всё больше твой долг.
Не зови, святой пётр, я не приду –
Я душу заложил, чтобы выжить в аду.
Пасмурным утром однажды рождён
Лопату взял в руки и в шахту бегом
Угля девятой марки дал шестнадцать тонн
А босс кивнул: ну что ж, скажи спасибо на том
Промозглым утром в дождь я родился тут
Нарвись-на-неприятность - так меня зовут
Меня воспитала старая львица
Справиться со мною не нашлась девица.
Видишь, я иду? - так лучше посторонись
Кто этого не сделал - потерял свою жизнь
Кулак из железа, другой из стали –
Если правый не достал, так левый достанет
Слушать: «Sixteen Tons» («16 тонн»)» в оригинальном исполнении 1955-года
Владимир Высоцкий, помимо широко известной песни «Черное золото» написал еще одну песню про шахтеров - СЛУЧАЙ В ШАХТЕ
Слушать:
Простой шахтер из Караганды, активист НПГ, который написал и исполнил замечательную лирическую песню о своей жизни.
Слушать:
В 1993 г. был приглашен Независимым профсоюзом горняков России, где активно участвовал в шахтерском рабочем движении. Сыграл сотни концертов для рабочих коллективов шахт, заводов, фабрик Кемерово, Новокузнецка, Воркуты, Копейска, Ростова, Воронежа и других городов.
Закончив ПТУ №6 пошел работать на шахту "Лидиевка" г. Донецка.
В 1980 г. был призван в ряды Советской Армии – был в Афгане. Свои первые песни написал в армии. После службы, вернулся работать на шахту.
Участвовал в шахтерских забастовках в 1989-1993гг. В это время написал серию шахтерских песен: "Стоять до конца", “Забастовка" (Стоять до конца) и др.
Исполняет как песни собственного сочинения, так и песни других авторов.
(Наливай Воркута, подними тост Инта, пей Урал и Кузбасс, с Днем Шахтёра Донбасс)
Слушать:
Слушать:
Слушать:
Слушать: Стоять до конца
Слушать: Течет уголек
Живет в г. Кировское (Донецкая область, Украина). Работал на шахтах «Рассвет», «Комсомолец Донбасса». Автор знаменитой песни «Пидорасы». Песни Мисевского широко представлены в интернете, как правило, без указания авторства.
Слушать:
Слушать:
Слушать:
Родился в 1962 году в Казахстане. До 1980 года проживал в городе Лисичанск Луганской области, служил в Советской Армии, в ВДВ с красным дипломом закончил Донецкий политехнический институт. В 80-х работал на шахте им. Стаханова Красноармейскуголь в должности горного мастера.
Слушать:
С детства жил в шахтёрском городке Новошахтинске, Ростовской обл.
После службы в армии устроился на работу горнорабочим очистного забоя в шахту - около пяти лет тяжёлого горняцкого труда. Однако работа шахтёром не мешала Александру заниматься творчеством. Он был постоянным участником агитбригад, молодёжных творческих конкурсов, различных концертов.
С конца 2001 работает по приглашению руководства продюсерского центра "Белый Орел" в качестве системного администратора.
Слушать:
Слушать:
Родился 7 июля 1953 г. в г. Норильске Красноярского края. В Украину приехал в 1980 году. Живет в Донецкой обл. г. Шахтёрск.
Слушать:
Ткачев Сергей Викторович (сценический псевдоним - Сергей Ткач) - автор и исполнитель песен жанра шансон. Родился 19 июня 1964 года. Живет в Ростовской обл.. г. Зверево.
Слушать:
Слушать:
Брилиантов Юрий Васильевич родился 21 марта 1954г. в г. Горловке, где и живёт до сих пор. Потомственный горняк (чем очень гордится). Сам своим творческим трудом создал и записал достаточно большое количество магнитоальбомов, где выступал не только как певец и музыкант, но и часто как звукооператор. Началось всё в 1975 году с записи с горловской группой "Бювсадлан". (слово «Бриллиант» пишется с двумя буквми "л", а фамилия Юрия - с одним).
Слушать:
Слушать:
Живет в г. Киселёвск, Кемеровской обл. Пишет разноплановые песни в стиле "русский шансон", в том числе на шахтерскую тему.
Слушать:
Слушать:
Слушать:
Жил и, может быть, дай Бог, продолжает жить на Донбассе.
Слушать:
Слушать:
Родился 17.08.1950 г. в п. Чугунаш Таштагольского района Кемеровской области. Детство и юношеские годы прошли в пос. Нижняя колония, расположенном когда-то за Коксохимзаводом в г. Кемерово.
Слушать:
Когда точно образовалась панк-группа «Пятая Бригада» из города Коммунарска (ныне Алчевска) никто не помнит, но дата записи первого альбома известна – 1994 год. В роли создателя коллектива выступил Роман Беха, который и по сей день является двигателем, лидером, вокалистом, художником и стихотворцем. Сподвижником и басистом, а ранее и барабанщиком стал давнейший друг-собутыльник Романа – Дмитрий Кум. Группа существовала по принципу: кто пришёл на репетиционную базу, тот и играет, на чём умеет. Под «репетиционной базой» подразумевается обычный подвал одного из домов Коммунарска.
Слушать:
28 лет. Представитель молодой волны шахтерских исполнителей. Живет и работает в рабочем поселке Чегдомын, Верхнебуреинского района, Хабаровского края.
Слушать:
В 2014 году эфирах российских радиостанций состоялась премьера песни «Последнее письмо» народного артиста России Николая Расторгуева. В основу этого драматичного произведения легли стихотворение поэта Михаила Гуцериева «Любовь шахтёра» и музыка композитора Сергея Ревтова.
Николай Расторгуев: «Михаил Гуцериев выразил в стихах всю суть жизни рядового шахтёра, который каждый день, спускаясь в шахту, рискует собой. Это исповедь человека, находящегося на грани - момент абсолютной честности и искренности перед самим собой, переосмысления… Такие вещи трогают невероятно! Так появилась песня «Последнее письмо», и пусть она будет нашим подарком ко Дню Шахтёра!».
Михаи́л (Микаил) Сафарбе́кович Гуцери́ев - миллиардер, входит в сотню богатейших бизнесменов России, владелец компании «Русский уголь», поэзией Михаил Гуцериев начал увлекаться в юности.
Слушать:
Смотреть клип: