Принята
на V Внеочередном съезде НПГ России
8-10 июля 1999 г. г. Междуреченск
Дополнения и изменения
внесены:
VIIСъездом НПГ России, 24 – 25 января 2008 г г. Москва. |
VIII-м съездом НПГ России, 9-10 февраля 2012 г. г. Москва. |
IXсъездом НПГ 22-23.03.2017 г., г. Москва |
Cкачать программа деятельности НПГ
I. Общие положения.
В России продолжается сложный процесс становления нового государства.
Система государственного управления, экономика и российское общество начинают выходить из глубокого кризиса, в котором оказалась страна вследствие перехода из одного общественно-политического строя в другой.
Находящиеся у власти люди заявляют, что хотят видеть Россию демократической страной с развитыми экономическими институтами. Большинство граждан не возражают против такого пути развития страны.
Вместе с тем Независимый профсоюз горняков с озабоченностью отмечает негативные тенденции в проходящих в стране процессах, как в становлении общественных институтов, так и в отношении к важнейшему из ресурсов страны – к человеку – со стороны государственных органов и собственников.
Во-первых, специфическая модель рыночной экономики российского образца, с ее несовершенными формами социального партнерства, не содержит механизма воспроизводства трудового потенциала, основополагающего для любой более или менее нормальной экономики.
Во-вторых, фактически законодательное закрепление за профсоюзами, входящими в ФНПР, монопольного права представлять интересы наемных работников в сфере трудовых отношений не способствует развитию и укреплению институтов гражданского общества, а именно – профессиональных союзов наемных работников, способных реально отстаивать права и интересы своих членов.
В результате большинство преобразований и реформ, происходящих в стране, проводятся за счет трудящихся, в том числе горняков.
Социального партнерства в трудовых отношениях в России нет, так как организованные силы работников пока на порядок ниже, чем требуется, чтобы собственники и работодатели всерьез считались с ними.
Низкий уровень заработной платы трудящихся в России, изменения, происходящие в законодательстве, и сама правоприменительная практика в трудовой сфере, направленная на существенное сокращение прав наемных работников, интересы которых и так ущемляются повсеместно, лишь подтверждают эти негативные тенденции.
Независимый профсоюз горняков России полагает, что на данном историческом этапе развития российского общества и экономики без масштабного начального сдвига в направлении нормализации экономических и правовых условий труда и его оплаты – без создания механизма воспроизводства трудового потенциала через установление государственных минимальных гарантий по оплате труда для работников различных категорий тяжести и напряженности труда – невозможно достичь целей, декларируемых лицами, обладающими политической и экономической властью в стране – создание условий для реального экономического роста и развития человеческого капитала.
В свете вышеизложенного перед реально действующими профсоюзами в целом и Независимым профсоюзом горняков в частности, стоят две равноценные и взаимодополняющие задачи:
НПГ полагает, что социально-профессиональные интересы наемных работников по-настоящему могут выразить только профессиональные союзы, созданные самими рабочими, но для этого они должны быть реально действующими профсоюзами, подлинно независимыми от собственников и администрации предприятий.
II. Социально-экономическое положение работников – членов НПГ.
Независимый профсоюз горняков считает, что основными социально-профессиональными интересами работников, которые самоорганизовались в профессиональный союз – НПГ – являются:
2.1. Заработная плата.
Независимый профсоюз горняков подтверждает, что переход на повременную оплату труда, принципы которой заложены в программных документах II-го съезда шахтеров СССР – Учредительного съезда Независимого профсоюза горняков, остается основной задачей Профсоюза.
Вместе с тем, НПГ осознает, что этот переход возможен только при создании в стране социально-ориентированной экономики, путем:
– государственного, на первоначальном этапе, регулирования заработной платы для работников различных категорий тяжести и напряженности труда;
– развития в стране достаточно мощного профсоюзного движения и становления реального механизма взаимоотношений между профсоюзами и работодателями, подразумеваемого под именем «социального партнерства».
Низкая заработная плата вследствие обесценивания труда и, соответственно, падения потребительского спроса, стала одним из главных препятствий для развития экономики. Низкая заработная плата крайне отрицательно сказывается и на трудовой дисциплине, и на соблюдении техники безопасности работниками предприятий. Работа, которая не обеспечивает достойное существование, не стоит того, чтобы к ней относились уважительно.
В целях стабилизации и повышения жизненного уровня трудящихся (горняков) НПГ будет добиваться:
На федеральном уровне:
Выполнения в стране, путем законодательного закрепления, положений Конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ) по вопросам, регулирующим выплату заработной платы.
Установление дифференцированных государственных минимальных гарантий по оплате труда (минимальных размеров месячной заработной платы) для работников различных категорий тяжести и напряженности труда. В частности, установления, законодательно или Постановлением Правительства РФ, месячной тарифной ставки (оклада) 1-го разряда для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, в размере двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Эта ставка (оклад) должна быть основой для установления минимальных размеров тарифных ставок (окладов) всех профессионально-квалификационных групп работников на предприятиях, где имеются указанные выше виды и условия труда.
На уровне собственника (работодателя) и предприятий:
Региональные власти не должны устраняться от решения этих проблем. НПГ будет добиваться от них принятия (в случае отсутствия на федеральном уровне) собственных нормативных актов, реализующих вышеизложенные положения, например, применения механизма формирования заработной платы на основе реальной стоимости региональной потребительской корзины, с определенным повышающим коэффициентом на каждого иждивенца.
2.2. Охрана труда, здоровья и техника безопасности.
В стране, на предприятиях угольной, других горнодобывающих и обрабатывающих отраслей, существуют серьезные проблемы с безопасностью труда и охраной здоровья.
Независимый профсоюз горняков считает, что основная причина этому – отсутствие комплекса организационных и правовых мер по гарантированному обеспечению безопасности граждан России, работающих под землей или занятых на других тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда.
Именно мер по обеспечению безопасности людей при работе под землей или занятых на других тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, а не мер по обеспечению правил ведения горных работ (правил безопасности), о нарушении которых рассуждают государственные чиновники, собственники и их менеджеры при обсуждении причин аварий или мер по их предотвращению.
Структура службы охраны труда на предприятиях зачастую не выполняет свою основную функцию – сохранение жизни и здоровья человека.
Российским законодательством и Правилами безопасности практически все обязанности по соблюдению техники безопасности возложены на непосредственных исполнителей работ. Мало того, предусмотрена материальная ответственность исполнителя за нанесение ущерба предприятию (собственнику). Это показывает, что государство, в лице чиновников, и собственники не желают соблюдать рекомендации Международной организации труда и практически перекладывают всю ответственность на рядовых граждан России, работающих под землей или занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда.
В такой ситуации для обеспечения безопасности труда, жизни и здоровья трудящихся (горняков), НПГ будет добиваться:
На федеральном уровне:
НПГ будет выступать против возвращения в каких либо формах «Дисциплинарных уставов», возлагающих ответственность за создание безопасных условий труда на самих рабочих – эта ответственность должна лежать на собственнике (работодателе). Собственник (руководитель) должен нести полную материальную и иную ответственность за состояние техники безопасности и здоровья работников на предприятии.
Для собственного контроля НПГ создаст техническую инспекцию профсоюза, постоянно действующие комиссии по охране труда и будет проводить семинары по вопросам охраны труда для активистов профсоюза и уполномоченных лиц профсоюза по охране труда. НПГ будет участвовать в контроле за распределением средств государственного социального страхования.
2.3. Занятость, социальная защита при высвобождении.
III. Закон, общество, политика (свобода деятельности).
В России существуют серьезные проблемы с правами рабочих и правами реально действующих профсоюзов.
В настоящее время основная деятельность организаций НПГ и свободных профсоюзов заключается:
Такая деятельность, способствующая формированию в России общественно-политического строя, называемого «демократическое правовое государство» вызывает серьезное сопротивление основной части собственников (работодателей) и представителей органов власти. Пока большинство людей, обладающих политической и экономической властью, имеют в значительной степени устарелые представления о государстве – для них легче иметь дело с легко управляемыми структурами, чем вести диалог, подчас сложный и нелицеприятный, и учитывать мнение самостоятельных общественных организаций.
В этом они находят себе союзников в лице функционеров профсоюзов ФНПР, использующих некоторые положения законодательства для подавления самоорганизующихся трудящихся.
В таких условиях, когда игнорирование социально-трудовых прав граждан, дискриминации по принадлежности к профсоюзу и препятствования деятельности свободных профсоюзов принимают массовый характер, НПГ будет добиваться:
Исполнения судебными, правоохранительными и надзирающими органами норм международных Конвенций, Конституции РФ и законодательства по отношению ко всем гражданам страны, независимо от их властного или материального положения. Судебная система и прокуратура далеко не всегда воспринимают нарушения социальных и экономических прав наемных работников как правонарушение, подлежащее судебному исправлению с восстановлением нарушенного права, а связывают их с социальной политикой государства, трудным состоянием экономики и ограниченностью ресурсов собственника или государства.
Равной ответственности перед законами всех граждан страны, независимо от властного или материального положения нарушивших закон лиц.
Возможности отзыва чиновников, сотрудников судебных, правоохранительных и надзирающих органов, депутатов всех уровней в случаях неисполнения ими норм законов или своих обязательств.
Разработки механизма исполнения законов, предусматривающего реализацию прав граждан не только путем обращения в суд, но и непосредственно своими действиями.
Реализации трудового законодательства не по нормам гражданского законодательства, а по отдельной процедуре, оговоренной особым «Трудовым процессуальным кодексом», поскольку в трудовом споре оставшийся без работы и лишившийся средств к существованию человек попадает в заведомо худшие условия, чем уволивший его собственник (работодатель).
Изменение законодательства, в особенности Трудового Кодекса РФ, ограничивающего права рабочих и профсоюзов.
НПГ считает, что необходимо внести изменения в Конституцию РФ, предусматривающие усиление контроля представительных органов власти над действиями исполнительных органов власти.
IV. Меры по повышению эффективности работы Профсоюза.
Для успешного решения задач по реализации и защите интересов трудящихся (горняков) Профсоюзу необходимо обладать силой, способной заставить любых оппонентов разговаривать с ним на равных. Такая мощная сила появится у Независимого профсоюза горняков только тогда, когда каждый член НПГ, каждый трудящийся осознает важность поставленных задач и выразит готовность добиваться их реализации любыми доступными способами.
В целях формирования такой организованной силы трудящихся (горняков) НПГ в целом и первичные и территориальные организации НПГ:
Помимо вышеперечисленных мер повышения эффективности Профсоюза, НПГ намерен использовать зарубежный профсоюзный опыт, в том числе использовать опыт применения стратегии органайзинга, прежде всего – в усилении (повышении эффективности) существующих профсоюзных структур внутренними силами трудящихся, уже являющихся членами профсоюза, за счет повышения активности их участия в жизни Профсоюза и поддержке самоорганизующихся трудящихся.
При постановке конкретных задач, решений проблем и оценке взаимодействия между организациями НПГ России будет принимать во внимание, что в настоящее время, численность первичных организаций НПГ различна – от одной-двух тысяч до нескольких десятков членов Профсоюза. Различно также и положение организаций – одни уже добились признания работодателя и местных властей и пытаются решать проблемы, где-то конфликтуя, а где и взаимодействуя с ними, а другие организации профсоюза ведут длительную борьбу с работодателем за свое признание и у них существенно ограничены возможности решения возникающих проблем.
Поэтому выявление и выражение интересов трудящихся (горняков) должно осуществляться выборными профсоюзными органами только при определении приоритетности конкретных целей и задач. Организация коллективных действий по реализации или защите интересов трудящихся (горняков) в организациях НПГ и будет происходить только при реальности их достижения в тех или иных условиях.