Будьте бдительны, доверяйте себе и помогайте своему товарищу: люди, надеющиеся на барина, или пытающиеся выкарабкаться поодиночке и за счет соседа - обречены

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕЗАВИСИМОГО ПРОФСОЮЗА ГОРНЯКОВ РОССИИ

Принята

на V Внеочередном съезде НПГ России

8-10 июля 1999 г. г. Междуреченск

Дополнения и изменения

внесены:

VIIСъездом НПГ России,

24 – 25 января 2008 г

г. Москва.

VIII-м съездом НПГ России,

9-10 февраля 2012 г.

г. Москва.

IXсъездом НПГ

22-23.03.2017 г.,

г. Москва

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НЕЗАВИСИМОГО ПРОФСОЮЗА ГОРНЯКОВ.

Cкачать программа деятельности НПГ

I. Общие положения.

В России продолжается сложный процесс становления нового государства.

Система государственного управления, экономика и российское общество начинают выходить из глубокого кризиса, в котором оказалась страна вследствие перехода из одного общественно-политического строя в другой.

Находящиеся у власти люди заявляют, что хотят видеть Россию демократической страной с развитыми экономическими институтами. Большинство граждан не возражают против такого пути развития страны.

Вместе с тем Независимый профсоюз горняков с озабоченностью отмечает негативные тенденции в проходящих в стране процессах, как в становлении общественных институтов, так и в отношении к важнейшему из ресурсов страны – к человеку – со стороны государственных органов и собственников.

Во-первых, специфическая модель рыночной экономики российского образца, с ее несовершенными формами социального партнерства, не содержит механизма воспроизводства трудового потенциала, основополагающего для любой более или менее нормальной экономики.

Во-вторых, фактически законодательное закрепление за профсоюзами, входящими в ФНПР, монопольного права представлять интересы наемных работников в сфере трудовых отношений не способствует развитию и укреплению институтов гражданского общества, а именно – профессиональных союзов наемных работников, способных реально отстаивать права и интересы своих членов.

В результате большинство преобразований и реформ, происходящих в стране, проводятся за счет трудящихся, в том числе горняков.

Социального партнерства в трудовых отношениях в России нет, так как организованные силы работников пока на порядок ниже, чем требуется, чтобы собственники и работодатели всерьез считались с ними.

Низкий уровень заработной платы трудящихся в России, изменения, происходящие в законодательстве, и сама правоприменительная практика в трудовой сфере, направленная на существенное сокращение прав наемных работников, интересы которых и так ущемляются повсеместно, лишь подтверждают эти негативные тенденции.

Независимый профсоюз горняков России полагает, что на данном историческом этапе развития российского общества и экономики без масштабного начального сдвига в направлении нормализации экономических и правовых условий труда и его оплаты – без создания механизма воспроизводства трудового потенциала через установление государственных минимальных гарантий по оплате труда для работников различных категорий тяжести и напряженности труда – невозможно достичь целей, декларируемых лицами, обладающими политической и экономической властью в стране – создание условий для реального экономического роста и развития человеческого капитала.

В свете вышеизложенного перед реально действующими профсоюзами в целом и Независимым профсоюзом горняков в частности, стоят две равноценные и взаимодополняющие задачи:

  •  Представление и отставание социально-профессиональных интересов работников перед собственниками (работодателями) и государственными органами власти. В первую очередь, улучшение социально-экономического положения и повышение жизненного уровня трудящихся (горняков).
  •  Создание в стране условий и возможностей нормальной и действительно независимой деятельности реальных представителей интересов этих работников (свободных профсоюзов), прекращения дискриминации граждан по принадлежности к профсоюзам, не входящих в ФНПР.

НПГ полагает, что социально-профессиональные интересы наемных работников по-настоящему могут выразить только профессиональные союзы, созданные самими рабочими, но для этого они должны быть реально действующими профсоюзами, подлинно независимыми от собственников и администрации предприятий.

II. Социально-экономическое положение работников – членов НПГ.

Независимый профсоюз горняков считает, что основными социально-профессиональными интересами работников, которые самоорганизовались в профессиональный союз – НПГ – являются:

  • Повышение жизненного уровня работников и членов их семей, который, в первую очередь, определяется уровнем их заработной платы и своевременностью ее получения, а также уровнем пенсий, социальных и иных видов выплат, а также уровнем компенсаций и обеспечением покупательской способности всех их доходов.
  • Улучшение условий труда и состояния техники безопасности на производстве, которые должны способствовать сохранению здоровья работника, уменьшению воздействия на его организм вредных факторов, а также обеспечение условий восстановления здоровья и достойное возмещение вреда в случае утраты трудоспособности.
  • Обеспечение занятости работников и членов их семей и, в случае потери рабочего места, возможности найти себе новую работу или, особенно в районах Крайнего Севера, переселиться.
  • Соблюдение органами власти, собственниками (работодателями) социально-трудовых, гражданских, экономических и иных прав и свобод работников и членов их семей, предусмотренных нормами международного права, Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, а также сохранение стабильности в обществе.

2.1. Заработная плата.

Независимый профсоюз горняков подтверждает, что переход на повременную оплату труда, принципы которой заложены в программных документах II-го съезда шахтеров СССР – Учредительного съезда Независимого профсоюза горняков, остается основной задачей Профсоюза.

Вместе с тем, НПГ осознает, что этот переход возможен только при создании в стране социально-ориентированной экономики, путем:

– государственного, на первоначальном этапе, регулирования заработной платы для работников различных категорий тяжести и напряженности труда;

– развития в стране достаточно мощного профсоюзного движения и становления реального механизма взаимоотношений между профсоюзами и работодателями, подразумеваемого под именем «социального партнерства».

  • НПГ полагает, что основной причиной низкого жизненного уровня трудящихся (горняков) стало резкое снижение покупательской способности заработной платы, которое произошло за последние 20 лет, а именно:
  • Вследствие экономического и общественного кризиса, в котором оказалась страна из-за перехода от одного общественно-политического строя к другому, дополнительно усугубившемуся в результате мировых финансовых и экономических кризисов.
  •  Главенствования в стране коммерческой идеологии, которая на первое место выдвигает принцип обеспечения максимальной прибыли при минимуме затрат, в первую очередь за счет снижения оплаты труда и затрат на социальные нужды.
  •  Полным отказом государства в такой сложный переходной период от регулирования заработной платы. Нельзя считать государственной гарантией по заработной плате величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ), который меньше официально устанавливаемого прожиточного минимума для трудоспособного населения, и, к тому же, исчисляется не только в виде прямого вознаграждения за труд, но включает в себя все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Низкая заработная плата вследствие обесценивания труда и, соответственно, падения потребительского спроса, стала одним из главных препятствий для развития экономики. Низкая заработная плата крайне отрицательно сказывается и на трудовой дисциплине, и на соблюдении техники безопасности работниками предприятий. Работа, которая не обеспечивает достойное существование, не стоит того, чтобы к ней относились уважительно.

В целях стабилизации и повышения жизненного уровня трудящихся (горняков) НПГ будет добиваться:

На федеральном уровне:

Выполнения в стране, путем законодательного закрепления, положений Конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ) по вопросам, регулирующим выплату заработной платы.

Установление дифференцированных государственных минимальных гарантий по оплате труда (минимальных размеров месячной заработной платы) для работников различных категорий тяжести и напряженности труда. В частности, установления, законодательно или Постановлением Правительства РФ, месячной тарифной ставки (оклада) 1-го разряда для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, в размере двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Эта ставка (оклад) должна быть основой для установления минимальных размеров тарифных ставок (окладов) всех профессионально-квалификационных групп работников на предприятиях, где имеются указанные выше виды и условия труда.

  •  Внесения изменений в закон «О прожиточном минимуме в РФ», предусматривающих определение прожиточного минимума, исходя из стоимости реальной потребительской корзины на данной территории.
  • Восстановления функции МРОТ – минимального размера оплаты труда в Российской Федерации – как функции, обеспечивающей воспроизводство трудового потенциала, с исключением из МРОТ всех компенсационных и стимулирующих выплат и установлением размера МРОТ на уровне прожиточного минимума, а впоследствии на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2-2,2 раза).

На уровне собственника (работодателя) и предприятий:

  • Повышения покупательной способности заработной платы путем систематического пересмотра ее номинальных размеров и индексирования в промежутках между принятием решений об этом.
  • Установления минимального размера месячной заработной платы (месячной тарифной ставки) шахтера, в размере не ниже реального социального минимума работника, занятого тяжелым физическим трудом и на работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда. Или, как минимум, установление месячной тарифной ставки (оклада) 1-го разряда для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда в размере двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Данная тарифная ставка (оклад) должен быть базой (основой) для установления минимальных размеров тарифных ставок (окладов) всех профессионально-квалификационных групп работников предприятия.
  •  Определение норм и нормативов труда не от производительности машин и механизмов, а от величины риска для жизни и здоровья работников.
  • Увеличения в общем заработке повременной (постоянной) составляющей, выплачиваемой вне зависимости от результатов деятельности предприятия – гарантированной зарплаты – до уровня не менее 70%. Повышения доли оплаты труда в конечной цене продукции до 40-50%.
  • Недопущения необоснованно высокой разницы между заработной платой рабочих основных профессий и оплатой аппарата управления предприятием.

Региональные власти не должны устраняться от решения этих проблем. НПГ будет добиваться от них принятия (в случае отсутствия на федеральном уровне) собственных нормативных актов, реализующих вышеизложенные положения, например, применения механизма формирования заработной платы на основе реальной стоимости региональной потребительской корзины, с определенным повышающим коэффициентом на каждого иждивенца.

2.2. Охрана труда, здоровья и техника безопасности.

В стране, на предприятиях угольной, других горнодобывающих и обрабатывающих отраслей, существуют серьезные проблемы с безопасностью труда и охраной здоровья.

Независимый профсоюз горняков считает, что основная причина этому – отсутствие комплекса организационных и правовых мер по гарантированному обеспечению безопасности граждан России, работающих под землей или занятых на других тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда.

Именно мер по обеспечению безопасности людей при работе под землей или занятых на других тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, а не мер по обеспечению правил ведения горных работ (правил безопасности), о нарушении которых рассуждают государственные чиновники, собственники и их менеджеры при обсуждении причин аварий или мер по их предотвращению.

Структура службы охраны труда на предприятиях зачастую не выполняет свою основную функцию – сохранение жизни и здоровья человека.

Российским законодательством и Правилами безопасности практически все обязанности по соблюдению техники безопасности возложены на непосредственных исполнителей работ. Мало того, предусмотрена материальная ответственность исполнителя за нанесение ущерба предприятию (собственнику). Это показывает, что государство, в лице чиновников, и собственники не желают соблюдать рекомендации Международной организации труда и практически перекладывают всю ответственность на рядовых граждан России, работающих под землей или занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда.

В такой ситуации для обеспечения безопасности труда, жизни и здоровья трудящихся (горняков), НПГ будет добиваться:

На федеральном уровне:

  •  Выполнения в стране, путем законодательного закрепления, положений Международной организации труда (МОТ), изложенных в Инструкции МОТ 1986 г. «Безопасность труда и здоровья при работе на угольных шахтах» и других Конвенций.
  • Законодательного установления минимального размера месячной заработной платы (месячной тарифной ставки) работника, в размере не ниже реального социального минимума работника, занятого тяжелым физическим трудом и на работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда. Низкая базовая тарифная ставка и сдельно-премиальная система оплаты труда, когда зарплата работника зависит только от объема добычи (производства продукции), а не от соблюдения правил ведения горных работ и техники безопасности, практически вынуждают работников терять осторожность, игнорировать появляющиеся опасности.
  •  Сохранения льгот, предусмотренных нормативными актами, принятыми во исполнение постановления Совета Министров СССР №608 от 3 августа 1989 года – отпуска и иные льготы работникам могут быть пересмотрены только при резком улучшении условий труда и сокращении воздействия вредных факторов на организм человека.
  • Возвращения прав технической инспекции профсоюза и согласования с НПГ России нормативных документов, касающихся безопасных условий работы в угольной, в горнодобывающей и в других обрабатывающих отраслях.
  • Сохранения дифференцированных, в зависимости от вредности и условий труда, государственных пособий на санаторно-курортное лечение работников, а также пособий на оздоровление детей.
  • Принятия национальной программы по улучшению условий труда, охране труда и здоровья работников на предприятиях угольной и других горнодобывающих отраслей.
  • Контроля со стороны НПГ за выполнением государственных программ по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма.
На уровне собственника (работодателя) и предприятий:
  • Создания безопасных условий труда и условий для выполнения рабочими норм труда с соблюдением правил техники безопасности и технической эксплуатации оборудования.
  • Освобождения от основной работы уполномоченных лиц профсоюза по охране труда с сохранением среднего заработка за счет предприятия для инспекторских проверок.
  • Создания условий для восстановления здоровья работников, пострадавших от воздействия вредных факторов на организм человека.

НПГ будет выступать против возвращения в каких либо формах «Дисциплинарных уставов», возлагающих ответственность за создание безопасных условий труда на самих рабочих – эта ответственность должна лежать на собственнике (работодателе). Собственник (руководитель) должен нести полную материальную и иную ответственность за состояние техники безопасности и здоровья работников на предприятии.

Для собственного контроля НПГ создаст техническую инспекцию профсоюза, постоянно действующие комиссии по охране труда и будет проводить семинары по вопросам охраны труда для активистов профсоюза и уполномоченных лиц профсоюза по охране труда. НПГ будет участвовать в контроле за распределением средств государственного социального страхования.

2.3. Занятость, социальная защита при высвобождении.

  • В настоящее время большинство собственников при содействии органов власти проводят политику повышения производительности (интенсивности) труда путем сокращения числа работающих на предприятиях и закрытие нерентабельных, на их взгляд, производств.
  • В целях обеспечения интересов работников, НПГ будет добиваться:
  • Обеспечения занятости высвобождаемых трудящихся, которое должно достигаться в результате создания, параллельно с процессом высвобождения работников, приемлемых для них рабочих мест.
  • Установления необходимых для существования семьи социальных гарантий, пособий, компенсаций, в том числе более длительных сроков сохранения очереди на жилье по прежнему месту работы и повышенных размеров пенсии пенсионерам и лицам предпенсионного возраста, изъявившим желание уволиться с предприятий в связи с их реструктуризацией.
  • Увеличения (в зависимости от категорий работников) периода сохранения заработной платы высвобождаемым работникам, необходимого для их последующего трудоустройства.
  • Переселения высвобождаемых трудящихся из районов Крайнего Севера в другие регионы России, реализации мер по обеспечению их занятости в регионах расселения, а также увеличения (в зависимости от категории работников и условий работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) размера единовременной материальной помощи высвобождаемым работникам.
  • Страхования, государством или собственниками, работников на случай безработицы, а также разработки и реализации комплекса мер, обеспечивающих сохранение социальной защиты инвалидов, пострадавших на производстве, а также семей погибших трудящихся (горняков) при ликвидации предприятий (юридических лиц).

III. Закон, общество, политика (свобода деятельности).

В России существуют серьезные проблемы с правами рабочих и правами реально действующих профсоюзов.

В настоящее время основная деятельность организаций НПГ и свободных профсоюзов заключается:

  •  В принуждении работодателей исполнять законодательство (работать по закону) и соблюдать законные интересы и права работников;
  •  В принуждении к выполнению своих обязанностей по надзору за соблюдением норм законодательства работников правоохранительных и надзирающих органов;
  •  В действиях по учету и реализации интересов наемных работников при составлении собственниками и государственными органами различного уровня экономических и социальных планов.

Такая деятельность, способствующая формированию в России общественно-политического строя, называемого «демократическое правовое государство» вызывает серьезное сопротивление основной части собственников (работодателей) и представителей органов власти. Пока большинство людей, обладающих политической и экономической властью, имеют в значительной степени устарелые представления о государстве – для них легче иметь дело с легко управляемыми структурами, чем вести диалог, подчас сложный и нелицеприятный, и учитывать мнение самостоятельных общественных организаций.

В этом они находят себе союзников в лице функционеров профсоюзов ФНПР, использующих некоторые положения законодательства для подавления самоорганизующихся трудящихся.

В таких условиях, когда игнорирование социально-трудовых прав граждан, дискриминации по принадлежности к профсоюзу и препятствования деятельности свободных профсоюзов принимают массовый характер, НПГ будет добиваться:

Исполнения судебными, правоохранительными и надзирающими органами норм международных Конвенций, Конституции РФ и законодательства по отношению ко всем гражданам страны, независимо от их властного или материального положения. Судебная система и прокуратура далеко не всегда воспринимают нарушения социальных и экономических прав наемных работников как правонарушение, подлежащее судебному исправлению с восстановлением нарушенного права, а связывают их с социальной политикой государства, трудным состоянием экономики и ограниченностью ресурсов собственника или государства.

Равной ответственности перед законами всех граждан страны, независимо от властного или материального положения нарушивших закон лиц.

Возможности отзыва чиновников, сотрудников судебных, правоохранительных и надзирающих органов, депутатов всех уровней в случаях неисполнения ими норм законов или своих обязательств.

Разработки механизма исполнения законов, предусматривающего реализацию прав граждан не только путем обращения в суд, но и непосредственно своими действиями.

Реализации трудового законодательства не по нормам гражданского законодательства, а по отдельной процедуре, оговоренной особым «Трудовым процессуальным кодексом», поскольку в трудовом споре оставшийся без работы и лишившийся средств к существованию человек попадает в заведомо худшие условия, чем уволивший его собственник (работодатель).

Изменение законодательства, в особенности Трудового Кодекса РФ, ограничивающего права рабочих и профсоюзов.

НПГ считает, что необходимо внести изменения в Конституцию РФ, предусматривающие усиление контроля представительных органов власти над действиями исполнительных органов власти.

IV. Меры по повышению эффективности работы Профсоюза.

Для успешного решения задач по реализации и защите интересов трудящихся (горняков) Профсоюзу необходимо обладать силой, способной заставить любых оппонентов разговаривать с ним на равных. Такая мощная сила появится у Независимого профсоюза горняков только тогда, когда каждый член НПГ, каждый трудящийся осознает важность поставленных задач и выразит готовность добиваться их реализации любыми доступными способами.

В целях формирования такой организованной силы трудящихся (горняков) НПГ в целом и первичные и территориальные организации НПГ:

  • Будут систематически информировать всех членов Профсоюза о деятельности организации на предприятии, территории, в стране.
  • Будут укреплять первичные и территориальные организации НПГ путем совершенствования структуры Профсоюза с целью приведения ее к форме, обеспечивающей наиболее эффективную защиту его членов и организации механизма взаимодействия и выработки между ними взаимоприемлемых решений.
  • Будут привлекать всех членов НПГ к обсуждению проблем, стоящих перед Профсоюзом или их организации. Организовывать постоянные встречи всех желающих членов Профсоюза для совместного обсуждения своих проблем и поиска их решений.
  • Создадут центры (группы) по сбору и анализу информации, касающейся, в первую очередь, проблемных направлений деятельности НПГ. Организуют систему подготовки и обучения профсоюзных активистов.
  • Будут создавать собственные печатные органы, а также использовать существующие средства массовой информации для формирования позитивного общественного отношения к действиям и предложениям профсоюза.

Помимо вышеперечисленных мер повышения эффективности Профсоюза, НПГ намерен использовать зарубежный профсоюзный опыт, в том числе использовать опыт применения стратегии органайзинга, прежде всего – в усилении (повышении эффективности) существующих профсоюзных структур внутренними силами трудящихся, уже являющихся членами профсоюза, за счет повышения активности их участия в жизни Профсоюза и поддержке самоорганизующихся трудящихся.

При постановке конкретных задач, решений проблем и оценке взаимодействия между организациями НПГ России будет принимать во внимание, что в настоящее время, численность первичных организаций НПГ различна – от одной-двух тысяч до нескольких десятков членов Профсоюза. Различно также и положение организаций – одни уже добились признания работодателя и местных властей и пытаются решать проблемы, где-то конфликтуя, а где и взаимодействуя с ними, а другие организации профсоюза ведут длительную борьбу с работодателем за свое признание и у них существенно ограничены возможности решения возникающих проблем.

Поэтому выявление и выражение интересов трудящихся (горняков) должно осуществляться выборными профсоюзными органами только при определении приоритетности конкретных целей и задач. Организация коллективных действий по реализации или защите интересов трудящихся (горняков) в организациях НПГ и будет происходить только при реальности их достижения в тех или иных условиях.


ЕЩЕ НОВОСТИ

Предлагаем для вашей информации уровень заработной платы шахтеров США, по профессии, аналогичной нашей профессии МГВМ (машинист горно-выемочных машин). Охрана труда и заработной платы, май 2014 47-5041 Операторы машин непрерывной добычи (Occupational Employment and Wages, May 2014 47-5041 Continuous Mining Machine Operators).
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: