Будьте бдительны, доверяйте себе и помогайте своему товарищу: люди, надеющиеся на барина, или пытающиеся выкарабкаться поодиночке и за счет соседа - обречены

ОХРАНА ТРУДА И ТБ - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ПОЗИЦИЯ  9-го СЪЕЗДА НПГР О ЗАРПЛАТЕ
28
Апреля 2017 г.

ПОЗИЦИЯ 9-го СЪЕЗДА НПГР О ЗАРПЛАТЕ

IX Съезд

Независимого профсоюза горняков России

г. Москва 22-23 марта 2017 г.

ЗАЯВЛЕНИЕ

«О ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА.

О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗВРАЩЕНИЯ СОБСТВЕННИКОВ В ГРАНИЦЫ ОБЩЕСТВЕННО-ЭФФЕКТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА И УСИЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА»

Независимый профсоюз горняков заявляет – несмотря на то, что формально (статистически) ситуация с уровнем заработной платы шахтеров выглядит, по сравнению с уровнем зарплаты большинства населения страны занятого производительным трудом, благоприятно – номинальный уровень зарплаты шахтеров не соответствует реальной оценке их тяжелого, опасного и вредного труда.

Президент России В.В. Путин неоднократно заявлял, что необходимо стремиться к тому, чтобы уровень заработной платы подрастал к росту производительности труда, а не наоборот, однако, на большинстве угледобывающих предприятий противоположная ситуация – темпы роста производительности труда значительно опережают темпы роста реальной, с учетом инфляции, заработной платы шахтеров.

Анализ работы угольной отрасли за последнее десятилетие, на основе данных представленных в открытых источниках, показывает следующие тенденции.

За десять лет, в период с 2007 по 2016 годы:

 Темпы роста реальной среднемесячной заработной платы работников угольной отрасли, с учетом инфляции, составили около 1,6% в год.

За этот период времени, среднемесячная зарплата работников угольной отрасли, увеличилась на 95,9 % (в среднем на 9,59% в год), а инфляция (без учета роста цен на ЖКХ и иные услуги), за этот-же период, составила 91,51% (в среднем 9,15% в год). Следовательно, покупательная способность реальной заработной платы шахтеров, несмотря на ее небольшой номинальный рост, практически остается на одном и том же уровне.

Темпы роста среднемесячной производительности труда рабочего по добыче угля, за этот-же период, составили, в среднем, 5,7-6,9% в год (57-69% за десятилетие).

В 2007 г. среднемесячная производительность труда рабочего по добыче угля составляла 140,7-159,8 тонн/мес.; за январь-сентябрь 2016 г. около 289 тонн/мес. и прогнозировалась Минэнерго, по итогам 2016 г., 307 тонн/мес. Причём за предыдущее десятилетие (1997-2007 гг.) производительность труда рабочего по добыче угля, также, росла – возросла почти в 2 раза.

Несмотря на постоянный рост производственной себестоимости добычи 1 т угля, наблюдается тенденция снижения доли расходов на оплату труда в структуре производственной себестоимости. Например, за период 2009-2012 гг., производственная себестоимость повышалась в среднем на 9,8%, а расходы на оплату труда, за этот период, постоянно понижались – с 21,77% в 2009 г. до 15,73% в 2012 г.

Численность работников отрасли, также, постоянно снижается. Например, за период с 2008 по 2015 годы, численность работников по основному виду деятельности на угледобывающих предприятиях уменьшилась примерно на 20,0%, при этом, численность рабочих по добыче угля на шахтах уменьшилась на 38,3% (на 27,3 тысячи чел.).

Объемы добычи угля постоянно увеличиваются – с 314 миллионов тонн в 2007 г., до 385,4 миллионов тонн в 2016 г. (рост объемов добычи в среднем 2,27% в год). При этом, несмотря на заверения о мировом экономическом кризисе, существенно увеличились, поставки угля за рубеж (экспорт) – с 93,4 млн. тонн в 2007 г., до 165 млн. тонн в 2016 г.

Такие тенденции дают основания сделать следующие выводы:

– На большинстве угледобывающих предприятий темпы роста производительности труда значительно – в 3-4 раза – опережают темпы роста реальной, с учетом инфляции, заработной платы шахтеров. Даже когда на отдельных угледобывающих предприятиях и номинальная и реальная заработная плата значительно превышает средние показатели по отрасли, такой, вроде-бы, высокий уровень зарплаты не соответствует уровню заработной платы шахтеров развитых стран, при аналогичной производительности труда.

Уверения собственников угледобывающих предприятий и некоторых чиновников о том, что значительное увеличение заработной платы шахтеров может разрушить экономику предприятий, что собственники не могут платить достойную заработную плату шахтерам в связи с мировым экономическим кризисов, санкциями и т.п., не имеют под собою никаких достаточных оснований и вводят в заблуждение общественность и руководство страны.

Среди большинства собственников и работодателей угледобывающих предприятий главенствует коммерческая идеология, которая на первое место выдвигает принцип обеспечения максимальной прибыли при минимуме затрат, в первую очередь за счет снижения расходов на оплату труда – обществу и государству необходимо вернуть собственников и работодателей в границы общественно эффективного правового пространства.

Однако, для возвращения собственников и работодателей в границы общественно эффективного правового пространства и увеличения реальной заработной платы шахтеров, чтобы её темпы роста не отставали в разы, как в настоящее время, от темпов роста производительности труда, необходимы усилия не только одних работников (их представителей – профсоюзов), но и политическая воля и действия государства.

В настоящее время государство фактически самоустранилось от регулирования уровня заработной платы – государство ограничилось установлением гарантий по заработной плате лишь в форме величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ). При этом величина МРОТ ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, (устанавливаемого Правительством РФ, который рассчитывается по устаревшей методике) и не гарантирует удовлетворения даже простых физиологических потребностей человека.

Решение вопросов регулирования оплаты труда (уровня зарплаты) государство переместило на уровень организаций (предприятий) всевозможных форм собственности, где системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок и окладов и порядок индексации зарплаты, должны устанавливаться коллективными договорами, соглашениями или локальными нормативными актами, в рамках социального партнерства.

Однако, пока к сожалению, в нашей стране, любые реальные действия профсоюзов, которые пытаются активно отстаивать интересы работников, особенно в части обоснованного повышения заработной платы, вызывают жесткое противодействие со стороны собственников и работодателей организаций – неосвобождённых профсоюзных активистов и других членов профсоюза принуждают к выходу из такого, реально действующего профсоюза, всевозможными способами морального, экономического воздействия или иной формы дискриминации; препятствуют свободе деятельности таких профсоюзов. При этом, смысл, содержание и применение действующих законов не обеспечивают эффективную государственную защиту конституционных прав граждан, создавших профсоюз для защиты своих интересов, и побуждающих, в связи с этим, различными лицами к выходу из него.

Многие профсоюзы находятся, пока, под влиянием и контролем собственников (работодателей) – руководителями таких профсоюзных организаций, зачастую, избираются лица, чьи кандидатуры согласовываются или негласно рекомендуются работодателями (собственниками) – т.е. эти профсоюзы напрямую зависят от работодателей и, фактически, соблюдают интересы собственников при переговорах по повышению заработной платы.

Вследствие такой ситуации, регулирование заработной платы только с использованием существующих в стране механизмов социального партнерства невозможно – реальные, самоорганизованные силы работников пока на порядки ниже, чем требуется, чтобы собственники и работодатели, всерьез считались с трудящимися по вопросам размеров и уровня заработной платы:

 Зависимость руководителей многих профсоюзных организаций от собственников (работодателей) и подавление ими (собственниками и работодателями) самоорганизации рабочих, не позволяют работникам реально отстаивать свои интересы – ни требовать увеличения, ни своими коллективными действиями реально увеличивать заработную плату, даже при существенном, в разы, превышении темпов роста производительности труда над темпами роста зарплаты.

 Существующая практика регулирования заработной платы через систему отраслевых соглашений и коллективных договоров показывает: размеры тарифных ставок и окладов работников, основываясь на которые рассчитывается основная часть зарплаты, не выполняют функцию базовой оценки результатов труда, так как они не имеют ничего общего с оценкой квалификации работника, сложности и условиями выполняемой им работы и не обеспечивают воспроизводственный потенциал минимальной заработной платы –минимальный размер тарифных ставок и окладов устанавливается на уровне или не намного выше величины МРОТ; а предусмотренная законодательством норма обязательной индексации заработной платы не соблюдается.

Независимый профсоюз горняков будет предпринимать все, имеющиеся у него возможности, для увеличения заработной платы шахтеров и приведение темпов роста производительности труда и реальной заработной платы в приемлемое соотношение.

Независимый профсоюз горняков начинает работу по реализации применения в горнодобывающей, в том числе угольной, отраслях фиксированной почасовой оплаты труда не менее 80% суточной заработной платы. НПГ считает, что данная мера необходима для снижения вероятности травматизма, аварий и техногенных катастроф с участием подземного персонала горнодобывающих отраслей, а также, позволит отслеживать соответствие заработной платы росту производительности труда и влияние на нее инфляции.

Вместе с тем, Независимый профсоюз горняков вынужден, в связи с отсутствием, в настоящее время в стране, достаточно мощного, искусственно не притесняемого профсоюзного движения и отлаженного, в результате длительного противостояния, механизма переговоров по вопросам регулирования заработной платы между профсоюзами и работодателями, обратиться к государству:

1. Необходима политическая воля и действия государства.

2. Необходимо установление дифференцированных государственных минимальных гарантий по оплате труда для работников различных категорий тяжести и напряженности труда.

3. Необходимы меры государственного влияния (морального или правового) на регулирование заработной платы, при условиях значительного превышения темпов роста производительности труда над темпами роста зарплаты.

Независимый профсоюз горняков считает, что без вмешательства государства в вопросы регулирования заработной платы большинство населения страны, в том числе, и шахтеры, будут продолжать влачить нищенскую жизнь и «работать за копейки», а благоденствовать в стране будут лишь собственники предприятий.

Cкачать файл: ЗАЯВЛЕНИЕ 9 съезда НПГ_О ЗАРПЛАТЕ-23 марта17

16
Марта 2016 г.

Правила безопасности в угольных шахтах

16
Марта 2016 г.

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве

Несчастные случаи на производстве подлежат расследованию и учету в порядке, установленном главой 36 Трудового кодекса Российской Федерации. Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 653.

Согласно ст.227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию и учету подлежат все несчастные случаи, произошедшие на производстве с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших,

Несчастными случаями на производстве, подлежащими расследованию и учету, являются те события, которые произошли:

- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

- при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;

- при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;

- при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);

- при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;

- при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. Таким образом, произошедший на производстве несчастный случай, в результате которого работник получил легкое повреждение здоровья, подлежит обязательному расследованию и учету. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченного по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель).

При расследовании несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные сроки расследования могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

Алгоритм: Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Расследование и учет профессиональных заболеваний. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - Скачать файл "Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.ppt"

ЕЩЕ НОВОСТИ

Предлагаем для вашей информации уровень заработной платы шахтеров США, по профессии, аналогичной нашей профессии МГВМ (машинист горно-выемочных машин). Охрана труда и заработной платы, май 2014 47-5041 Операторы машин непрерывной добычи (Occupational Employment and Wages, May 2014 47-5041 Continuous Mining Machine Operators).
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: