г. Москва 14 марта 2019 г.
Обсудив заключённое Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности на 2019-2021 годы, расширенное заседание Совета представителей и Исполнительного комитета Независимого профсоюза горняков (НПГ) приняло следующие решения (заявление):
Независимый профсоюз горняков (НПГ) отмечает, что Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности на 2019-2021 годы было заключено без учёта мнений и интересов работников, объединённых в Независимый профсоюз горняков, в связи с игнорированием председателем Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепрофа) Мохначук И.И. письменного предложения НПГ о создании Единого представительного органа для ведения коллективных переговоров по заключению Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности для совместного представления интересов всех работников угольной промышленности в Комиссии по заключению Федерального отраслевого соглашения. Председатель Росуглепрофа, по имеющей информации, даже не вынес данное предложение НПГ о создании Единого представительного органа на рассмотрение Президиума Центрального Комитета или ЦК Росуглепрофа.
В Федеральном отраслевом соглашении по угольной промышленности на 2019-2021 годы не только ослаблены позиции работников (особенно в части оплаты труда, режима труда и отдыха и иных), но и проигнорированы прямые рекомендации В.В. Путина. Например:
В части оплаты труда.
– Базовая тарифная ставка, от которой рассчитываются все тарифные ставки (оклады) рабочих в угольной промышленности и исходя из которых рассчитывается заработная плата с последующим применением компенсационных и стимулирующих выплат – минимальная месячная тарифная ставка для рабочих I разряда, занятых на подземных работах – установлена в размере 9 848 рублей в месяц.
Данная минимальная месячная тарифная ставка (для рабочих I разряда, занятых на подземных работах) меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ) – федеральный МРОТ с 1 января 2019 года равен 11 280 рублей.
При этом, Конституционный Суд РФ, в своих решениях, в частности в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017г. № 38-П, констатировал следующее.
Вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. Социально-экономической природой минимального размера оплаты труда является обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени.
Взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 1331 ТК РФ не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации тарифная ставка (вознаграждение за труд без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат) – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда на простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью – должна быть не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), который с 1 января 2019 года равен 11 280 рублей.
Однако такая позиция Конституционного Суда Российской Федерации почему-то не была использована Росуглепрофом в отставании интересов шахтеров.
– В.В.Путин, будучи Председателем Правительства России, после аварии на шахте «Распадская» неоднократно рекомендовал (подчеркивал):
«…рекомендую работодателям совместно с профсоюзами внести в существующее федеральное отраслевое соглашение изменения - изменения к тарифным ставкам, которые обеспечили бы рост условно постоянной части заработной платы до 70%, как минимум». «Конечно, необходимо до конца довести работу по изменению формулы расчёта заработных плат. Доход шахтёра не ниже, чем на 70% должен состоять из гарантированной зарплаты, а остальные 30% – формироваться за счёт выработки.»
Однако эти рекомендации В.В.Путина были также проигнорированы как работодателями, так и Росуглепрофом.
В части индексации заработной платы.
Установлена ежегодная индексация заработной платы путем индексации: для рабочих – действующих тарифных ставок (окладов); для руководителей, специалистов и служащих – минимальных окладов.
Тогда как в ранее действующем отраслевом соглашении была установлена регулярная ежеквартальная индексация.
В части режима труда и отдыха.
– Изменён, по сравнению с нормами статьи 92 ТК РФ, порядок и условия увеличения продолжительности ежедневной работы (смены) подземных рабочих до 8 часов.
Нормами статьи 92 ТК РФ определено: «На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени… может быть увеличена… с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами».
В отраслевом соглашении определено:«Стороны договорились, что для рабочих занятых на подземных работах, при наличии их письменного согласия оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору продолжительности ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 8 часов, при условиях соблюдения установленной продолжительности рабочего времени, в порядке и на условиях оговорённых в коллективном договоре.»
Право трудового коллектива, закреплённое ст. 92 ТК, решать – увеличивать или нет продолжительность рабочего времени, на основании внесения данной позиции в коллективный договор – изъято из отраслевого соглашения.
При этом условия (санитарно-гигиенические, технологические, транспортные или иные), при которых возможно увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) до 8 часов, а также, размеры денежной компенсации, при таком увеличении продолжительности смены, отраслевым соглашением не установлены, хотя это право и обязанность закреплены в ст. 92 ТК РФ.
– В части дополнительных отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, формулировки отраслевого соглашения, в том числе отсылочные к коллективному договору, дают работодателям возможность настаивать на предоставлении всем работникам только минимального дополнительного отпуска – 7 календарных дней.
Вместе с тем, исходя из смысла статьи 117 ТК РФ, 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска может быть предоставлена работникам, рабочие места которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2 степени. А для работников, рабочие места которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника должна устанавливаться трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора
Положения ст. 117 ТК РФ об установлении отраслевым соглашением конкретной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников, рабочие места которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, были проигнорированы Росуглепрофом и работодателями.
Вместе с тем, Росуглепроф, не особо отстаивая основные интересы работников угольной промышленности (особенно в части уровня заработной платы, продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, условий увеличения продолжительности ежедневной работы и иных) не преминул, в нарушение законодательства (в частности ст. 9, 45, 48 ТК РФ) установить в отдельных пунктах отраслевого соглашения права на получение основных социальных гарантий, только членам Росуглепрофа и работникам, уполномочившим представлять их интересы, что дискриминируют права работников, не являющихся членами данного Профсоюза и не уполномочивших его на представление их интересов, так как ограничивают их права на получение всех гарантий, компенсаций и льгот, закрепленных в отраслевом соглашении. Кстати, такое нарушение законодательства и ограничение равенства прав работников угольной промышленности уже используется некоторыми работодателями в качестве аргумента при отказе от присоединения к отраслевому соглашению.
Независимый профсоюз горняков (НПГ) осознает, что на протяжении последних 10-15 лет, значительная часть трудовых прав и гарантий шахтеров, которые они добились в результате массовых забастовок 1989 года и закрепленных Постановлением от 3 августа 1989 г. № 608 «О мерах по обеспечению выполнения решений, принятых правительственными комиссиями с участием ВЦСПС и забастовочными комитетами трудящихся угольных регионов страны», особенно в части продолжительности ежедневной работы (смены) и дополнительных отпусков, была шахтерами утрачена. Это вызвано как приватизацией (переводом в частную собственность) предприятий угольной отрасли и либеральными социально-экономическими реформами, так и законодательным ограничением прав наиболее активных работников на участие в заключении отраслевых соглашений, связанных с изменением в 2002 году норм Трудового кодекса.
Вместе с тем, через отраслевое соглашение, которое в соответствии со ст. 45, 46 ТК РФ устанавливает: общие условия оплаты труда (установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов, установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы); режимы труда и отдыха (установление продолжительность ежедневной и еженедельной работы, конкретной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников); иные гарантии, компенсации и льготы работникам, была (надеемся, что и остается) возможность отстоять (вернуть) не только значительную часть завоеванных, в результате ранее проведенных совместных коллективных действий, трудовых прав и гарантий шахтеров, но и улучшить уровень их благосостояния.
Примеры успешных совместных действий организаций Росуглепрофа и НПГ на уровне некоторых предприятиях показывают такую возможность. Вместе с тем, неконструктивная позиция председателя Росуглепрофа и, возможно, членов Президиума и ЦК Росуглепрофа, игнорирование предложений НПГ о создании Единого представительного органа для ведения коллективных переговоров по заключению Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности, является одним из основных препятствий в совместном, скоординированным отстаивании социально-экономических интересов и улучшении уровня жизни работников угольной отрасли.
Независимый профсоюз горняков (НПГ) обращает внимание всех работников угольной отрасли на такую сложившуюся ситуацию.
Со своей стороны, работники угольной отрасли, объединённые в Независимый профсоюз горняков (НПГ) будут использовать все законные возможности по отстаиванию как основных интересов шахтеров и готовы к скоординированным действиям с теми шахтерами (включая членов Росуглепрофа – рядовых или выборных представителей), которые готовых к совместной борьбе за интересы шахтеров и обузданию аппетита работодателей (собственников).
По поручению расширенного заседания Совета представителей и
Исполнительного комитета Независимого профсоюза горняков (НПГ),
Председатель НПГ Сергеев А.А.